3. Раздел «Воспитательная деятельность»

Система воспитательной деятельности в ОДОД, творческих коллективах ОДОД

КРИТЕРИЙ №13

  • Отделение дополнительного образования детей на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №149 Калиниского района Санкт-Петербурга является неотъемлемой частью единой воспитательной системы образовательной организации.
  • ОДОД на базе ГБОУ СОШ №149 осуществляет воспитательную деятельность с привлечением социальных партнеров образовательной организации, например, Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центра социальной помощи семьи и детям Калининского района Санкт-Петербурга». В 2021-2022 учебном году для учащихся объединений ОДОД среднего звена и их родителей (законных представителей) была организована экскурсия в подразделение Центра — «Тайм клуб на Гражданском для семей с детьми». С целью ознакомления с дополнительными возможностями занятости во второй половине дня, профилактики безнадзорности и иных девиантных поведенческих проявлений, а также участия в серии мероприятий воспитательного характера.
  • Важной частью деятельности отделения является организация содержательного досуга учащихся во второй половине дня, в том числе учащихся «группы риска», категория — ВШК, ОДН и СОП из числа учеников ГБОУ СОШ №149. ОДОД является содержательной частью воспитательного процесса в ГБОУ СОШ №149, положительное влияние на учащихся особых категорий, свидетельствует о плотной интеграции дополнительного образования со всем социально-педагогическим процессом, осуществляемым в образовательной организации.
  • Еще одним направлением работы системы воспитательной деятельности отделения является формирование единой мировоззренческой картины личности учащихся, включающей в себя элементы культуры, здорового образа жизни и т.д. Основное образование, воспитательная система, дополнительная образовательная деятельность — все это неотъемлемые части социально-педагогического процесса, основной задачей которого является создание полноценной личности, привитие ей чувства патриотизма, знакомство ее с феноменом гражданственности, с правильным режимом дня и основными аспектами здорового образа жизни, с мировой и русской культурой.
  • Основы системы воспитательной работы отделения на учебный год фиксируются в основной образовательной программе ОДОД. Блоки воспитательных мероприятий структурного подразделения включаются в план работы ОДОД на учебный год и план спортивно-массовых, физкультурно-спортивных и социально-значимых мероприятий ОДОД / ШСК.
  • Система воспитательной работы объединений дополнительного образования отражается в их дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах и рабочих программах к ним.
  • Каждое объединение отделения дополнительного образования создает свой собственный план воспитательной работы на учебный год, который выполняется на основании общего плана работы ОДОД / ШСК, а также плана воспитательной работы ГБОУ СОШ №149. Каждое объединение реализует обширный пласт воспитательных мероприятий, работы с родителями, комплексной работы по нивелированию коммуникативных и психологических барьеров у учащихся, раскрепощению, созданию мотивации к осуществлению учебной деятельности и в рамках основного, и в рамках дополнительного образования.
  • Среди воспитательных мероприятий особо выделяется ежегодный Фотоконкурс «История Силы», приуроченный к Дню защитника Отечества. Проведение которого направлено на привлечение учащихся к систематическим занятиям спортом и физической культурой, пропаганду здорового образа жизни, популяризацию различных видов спорта и расширение общего спортивного кругозора учащихся, а также увеличение процента занятости учащихся во второй половине дня (см.Положение за 2020-2021 учебный год). Учащимся необходимо познакомиться с видео роликом, посвященным спортивным героям СССР и России, а затем выполнить творческое задание, связанное с роликом.

Организация деятельности по укреплению здоровья обучающихся

КРИТЕРИЙ №18

  • Каждое объединение ОДОД два раза в год (в сентябре и в январе) проходит медицинский осмотр с участием специалистов наших социальных партнеров Поликлинического отделения №86. По итогам медицинского осмотра принимается решение о допуске, не допуске, ограниченном допуске, временном не допуске к занятиям и соревнованиям в объединениях ОДОД физкультурно-спортивной направленности.
  • Учащиеся различных объединений ОДОД ежегодно осваивают в рамках ДООП разделы: «Профилактика травматизма и оказание первой помощи», что способствует предупреждению получения учащимися травм, а также расширяет их знания и умения в области сохранения своего здоровья и здоровья сверстников.
  • ОДОД находится в тесной взаимодействии со Службой здоровья школы, которая является частью воспитательной системы. Взаимодействие с ОДОД зафиксировано в Годовом плане работы службы.
  • Результативность взаимодействия ОДОД и Службы здоровья школы можно проследить, обратившись к Анализу работы службы за 2020-2021 учебный год. В анализе отражены внутришкольные мероприятия, направленные на формирование и популяризацию здорового образа жизни, проведенные совместно с ОДОД: акция «Утро начинается с зарядки» (1-11 класс), смотр строя и песни (2-4 классы) и т.д. Иные мероприятия, которые ОДОД проводил совместно с социальными партнерами и Службой здоровья, направленные на укрепление здоровья учащихся: сдача нормативов комплекса ВСФК «ГТО», окружные соревнования по футболу, районные соревнования по спортивному ориентированию, школьные и окружные туры соревнований по мини-лапте, соревнования «Меткий стрелок» и т.д. Также сделан акцент на важность предоставления учащимся широкого выбора спортивных объединений, которые представлены во внеурочной деятельности и отделении дополнительного образования, работающих в единой образовательно-воспитательной системе.
  • ОДОД на базе ГБОУ СОШ №149 ежегодно включает в Планы мероприятий отделения серию мероприятий, направленных исключительно на деятельность по укреплению здоровья учащихся. Безусловно, в целом вся деятельность объединений физкультурно-спортивной направленности реализуется в целях укрепления здоровья учащихся. Но ОДОД на базе ГБОУ СОШ №149 регулярно проводит физкультминутки, «Дни здоровья» (полностью свободные от учебной деятельности дни, посвященные спортивным мероприятиям и пропаганде здорового образа жизни), интерактивные квест игры, внутришкольные соревнования, встречи с профессиональными спортсменами, мастер классы спортивных команд, Дни открытых дверей ОДОД и внеурочной деятельности, целью которых является популяризация здорового образа жизни среди молодежи, укрепление здоровья подрастающего поколения, расширение доступности спорта, внедрение в «картину мира» учащихся стремления к физическому развитию.
  • Также в отделении дополнительного образования понимают, что здоровье учащегося напрямую зависит и от его семьи, поэтому целый блок мероприятий ОДОД и внеурочной деятельности ежегодно направлены на привлечение семей учащихся к совместной спортивной деятельности с детьми. Мамы и папы с удовольствием включаются в процесс, таким образом, родители (законные представители) на личным примером прививают учащимся навык ведения здорового образа жизни.
  • В отделении дополнительного образования все дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы используют здоровьесберегающие технологии. Реализуемая последние три года ДООП «Основы фитнеса (ЛФК)», подробный разбор которой представлен в предыдущем разделе, как и большинство программ ОДОД, основной своей целью видит не достижение высоких спортивных результатов, а оздоровление учащихся. Программа «Юный футболист» стремится к расширению внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Разделы учебного плана ДООП «Юный волейболист» включают правила личной гигиены. Программа «Универсальный спортсмен» в содержательном блоке использует изучение методик и техник статической и динамической растяжки с акцентом на достижение оздоровительного эффекта. Дополнительная образовательная программа «Юный гандболист» изучает методики заминочных практик, направленные на предотвращения развития сколиоза, образования межпозвоночных грыж и так далее. И это лишь малый спектр примеров теоретических и практических здоровьесберегающих технологий, используемых нашими педагогами в процессе реализации деятельности по программам объединений.

Организация деятельности по поддержке профессионального самоопределения обучающихся

КРИТЕРИЙ №19

Одной из основных функций интеграционного взаимодействия в социально-педагогическом процессе в ГБОУ СОШ №149 Калининского района является: первичная профилизация будущих выпускников по направлениям
подготовки высшее и среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, военных-прикладных дисциплин и медицинских специальностей.

Учащиеся объединений ОДОД регулярно принимают участие в мероприятиях различного характера, организуемых специализированными организациями, что способствует их первичной профилизации. В процессе соревновательных и ознакомительных выездов учащиеся средней и старшей школы за 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 учебные года познакомились в теоретическом и практическом ключе с деятельностью: Михайловской военной артиллерийской академии, Пожарной части №34, Кировского отделения Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Ленинградской области, Поисково-спасательного отряда г. Шлиссельбург, Городского штаба военно-патриотического направления РДШ, Государственного мемориального музея А.В.Суворова, Военной академии связи им. С.М.Будённого, Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов и т.д.

В 2021-2022 учебном году в рамках реализации «Дня здоровья» (14.10.2021 года), организацией которого полностью занималось отделение дополнительного образования детей, педагог-дополнительного образования объединения «Юный шахматист» Фуфлыгина Татьяна Владимировна провела профориентационную игру «Билет в будещее» для учащихся 7 по 11 класс (по параллелям). Татьяна Владимировна знакомила ребят с игровыми формами определения профессиональных склонностей, техниками самоанализа и саморазвития, а также способами профессионального самоопределения через занятия в объединениях дополнительного образования детей. В профоориентационном мероприятии принял участие 421 учащийся.

Также ежегодно учащиеся большинства объединений подробно знакомятся с профессиональной деятельностью медицинских работников, которые привлекаются для реализации разделов ДООП — «Профилактика травматизма и оказание первой помощи». Ребята обучаются навыкам перевязки и переноски условного раненного, остановки кровотечения, обработке ран в процессе проведения внутришкольного тура соревнований ВСИ «Зарница», а также в процессе подготовки и проведения районного тура соревнований ВСИ — этап «Медико-санитарная подготовка».

Учащиеся объединений знакомятся и с профессией «Педагог», принимая участие в «Днях самоуправления», ежегодно проводимых в ГБОУ СОШ №149 Калининского района.

Наши социальные партнеры (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и Центр помощи семье и детям Калининского района) регулярно организуют для учащихся объединений профоориентационые мероприятия в различных формах.

Наши самые маленькие учащиеся из числа объединений ОДОД в 2019-2020 и 2020-2021 учебных годах посещали Детский город профессий «Кидбург» (в ТРК «Гранд Каньон»). Для ребят была проведена ознакомительная экскурсия, и они смогли в игровой форме познакомиться с множеством профессий «взрослого мира».

Организация работы детей в каникулярное время: выезды (экспедиции, походы, сборы, летняя оздоровительная кампания, загородные и городские лагеря)

КРИТЕРИЙ №14

  • Объединения ОДОД ГБОУ СОШ №149 в период весенних каникул совершают ежегодный двухдневный тренировочный выезд в ДОЛ «Маяк» (пос.Молодежное), в ходе которого улучшаются показатели учащихся, повышается эффективность тренировочного процесса и пересматриваются формы взаимодействия в диадах «педагог-учащийся». Также налаживается взаимодействия между различными объединениями ОДОД. Ребята в ходе краткосрочного выезда получают, в том числе, и навыки трудовой дисциплины, например, самостоятельно подготавливая себе площадку для тренировочной деятельности. в 2018-2019 и 2019-2020 учебном году такой выезд проходил совместно с одним из объединений ОДОД ГБОУ СОШ №138 имени Святого благоверного князя Ал.Невского Калининского района Санкт-Петербурга. В выезде участвовали от ГБОУ СОШ №138: учащиеся военно-патриотического клуба «Пересвет», от ГБОУ СОШ №149: школьная баскетбольная команда, учащиеся объединения «ОФП с элементами военно-спортивного многоборья» (две группы), члены объединения «Основы фитнеса» (1 группа) и три педагога дополнительного образования, а также приглашенные выпускники в качестве тьюторов-наставников, например, студент 3 курса Военной академии связи им. С.М.Будённого.
  • Также учащиеся ОДОД ГБОУ СОШ №149 Калининского района являются регулярными участниками тематических, организуемых при содействии регионального отделения Российского движения школьников. Такие смены дают возможность повышения уровня эффективности подготовки учащихся в рамках ДООП, повышения их мотивации к занятиям в объединениях, привития учащимся чувства коллективизма.
  • ГБОУ СОШ №149 Калининского района Санкт-Петербурга самостоятельно в каникулярные периоды организует выезды в лагеря и на базы отдыха, в которых активное участие принимают и объединения дополнительного образования. Например, в ноябре 2019-2020 года проходила массовая тематическая смена ГБОУ СОШ №149 в ДОЛ «Голубое озеро». Такие выезды позволяют повышать мотивацию учащихся к обучению на различных уровнях образования, осуществлять рефлексию, развивать взаимодействие в малых группах, стимулировать рост вовлеченности родителей (законных представителей) в социально-педагогический процесс их несовершеннолетних детей.

(*) информация ниже продолжает повествование, но также имеет отношение и к КРИТЕРИЮ №43: «Общественно-профессиональное признание результатов деятельности ОДОД»

  • Также учащиеся направляются в специализированные лагеря в рамках летнего и каникулярного отдыха в зависимости от навыков и умений, которые развиваются ДООП. Например, по итогам 2020-2021 учебного года ОДОД ГБОУ СОШ №149 направил двух учащихся объединения «ОФП с элементами военно-спортивного многоборья» на военно-патриотическую смену «Лагеря настоящих героев» в городе Кронштадт (с 23.07 по 03.08.2020 г.). Калининский район предоставил нам несколько бесплатных путевок от Комитета по образованию, как особо отличившемуся объединению в рамках подготовки учащихся по военно-патриотическому и военно-спортивному направлению деятельности. Анкетная информация по одному из учащихся, направленному ОДОД ГБОУ СОШ №149 для участия в смене (в целях сохранения персональных данных) размещена по ссылке.
  • Некоторые объединения ОДОД регулярно выезжают в краткосрочные и многодневные походы и экспедиции, организуют краткосрочные программы и интенсивные сессии для учащихся объединений. Особой активностью в 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 и 2021-2022 учебных годах в данном направлении отличались объединения «Школа молодого каюра» (ездовой спорт) и «Юный ориентировщик» (спортивное ориентирование). Которые организовывали собственные выездные мероприятия в каникулярные периоды: походы, экспедиции, веломарафоны, проектные выезды в тесном взаимодействии с ГБОУ «Балтийский берег», Федерацией ездового спорта Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Федерацией спортивного ориентирования Санкт-Петербурга. Руководителями объединений являлись (являются) член состава Совета федерации ездового спорта России — Чернатов Денис Сергеевич и Мастер спорта, Заслуженный тренер России, кавалер знака «За заслуги в развитии физической культуры и спорта Санкт-Петербурга» — Фершалова Виктория Савельевна.
  • В 2019-2020 учебном году члены объединения «Школа молодого каюра» заняли 1 и 3 призовые места во Всероссийских соревнованиях походов и экспедиций обучающихся в рамках тематической туристско-краеведческой смены в МДЦ «Артек». С проектным рассказом о своем достижении — походе III уровня сложности. Ниже размещены подтверждающие материалы.
  • Педагоги дополнительного образования также повышают свою профессиональную квалификацию, работая в каникулярные периоды на таких тематических сменах. Мы сотрудничаем с рядом сторонних организаций, которые привлекают наши педагогические кадры к деятельности в периоды летних и зимних каникул. Например, несколько членов объединений ОДОД и два педагога дополнительного образования — руководитель объединения «Юный шахматист» Фуфлыгина Т.В. и педагог-организатор ОДОД, руководитель объединений «Юный флорборист» и «Юный баскетболист» Киселев А.Е. в период зимних каникул в 2021-2022 учебном году принимали участие в тематической смене в ДОЛ «Мечта». В которой участвовали 450 учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Педагоги ДО осуществляли деятельности по краткосрочным ДООП, составленным самостоятельно.

(*)

Разнообразие форм взаимодействия с родителями

КРИТЕРИЙ №17

  • Согласно Положению о структурном подразделении ОДОД на базе ГБОУ СОШ №149 целью отделения является, в том числе: расширение спектра возможностей, направленных на удовлетворение разнообразных интересов учащихся и их родителей/законных представителей. Активную работу с родительской общественностью отделение дополнительного образования детей проводит в очном и дистанционном форматах.
  • Основой расширения вариативности и анализа вопроса доступности образования в ГБОУ СОШ №149 является учет мнения детско-подростковой и родительской общественности, который прежде всего строится на открытости, создании условий для сбора информации о возможных вариантах улучшения образовательной системы школы, о предпочитаемых направлениях ее расширения в очном формате и в глобальной сети «Интернет», что используется в 149 школе и в основном и в дополнительном образовании.
  • Каждая группа ОДОД на базе ГБОУ СОШ №149 два раза в год (в сентябре и в мае) проводит родительские собрания групп объединений, на которых рассматриваются важнейшие вопросы жизнедеятельности объединений дополнительного образования:
  • Представители родительской общественности также принимают регулярное участие в работе общественного объединения ОДОД / ШСК — Совет школьного спортивного клуба. Таким образом, они участвуют в процессе принятия важнейших решений, касающихся организации системы дополнительного образования школы.
  • Отделение дополнительного образования и школьный спортивный клуб ежегодно проводят целый блок мероприятий, направленный на взаимодействие с родительской общественностью. Это и совместные детско-родительские соревнования, опросы и анкетирования родителей (законных представителей) в сетевом пространстве по вопросам, касающимся важнейших аспектов деятельности ОДОД. Также отделение привлекает родителей к организации различных мероприятий, что способствует налаживанию контакта и созданию позитивного образа ОДОД в глазах родителей.
  • В ГБОУ СОШ №149 функционирует Совет родителей, каждый локально-нормативный акт рассматривается на данном Совете. Представители школы выступают перед родителями, объясняя смысл тех или иных Положений, происходит совместное «живое обсуждение». В том числе, на Совете рассматриваются все Положения структурного подразделения отделения дополнительного образования детей.
  • В ГБОУ СОШ №149, как одна из дополнительных форм взаимодействия с родителями (законными представителями), функционирует общественное объединение «КОЛОС» (Клуб Ответственных, Любящих, Открытых к Сотрудничеству) – гармоничный союз детей и взрослых, в работе которого активное участие принимает и отделение дополнительного образования. Организатором и идейным вдохновителем родительского клуба является Заместитель директора по воспитательной работе Громова Мария Андреевна.

Задачи родительского клуба:

пропаганда здорового образа жизни;

развитие коммуникативных способностей;

формирование классного коллектива;

развитие нравственных качеств ребенка, взрослого (проблемы сотрудничества и самоуважения, дружелюбия, милосердия и т.д.);

выявление и развитие способностей ребенка и родителей.

Направления деятельности:

1) подготовка, проведение или участие в общешкольных мероприятиях и событиях;

2) обсуждение важнейших нравственных проблем;

3) обучение приемам здорового образа жизни;

4) обучение приемам позитивного общения.

Основные события: большая встреча два раза в год по заданной тематике; одно мероприятие (событие) от родительского клуба в четверть (День профессий, спортивные турниры между родителями, учениками и учителями и др.); участие родителей в общешкольных мероприятиях, в том числе в мероприятиях структурного подразделения – отделения дополнительного образования детей.

 Прогнозируемые результаты деятельности родительского клуба: встречи в клубе позволяют родителям лучше понимать собственного ребенка; детям – привить чувство гордости за свою семью; педагогам – более эффективно строить воспитательно–образовательный процесс; общение в клубе способствует осознанию своей личности – природы психики, сознания, мотивации поступков. Новым для всех стало осознание своей сопричастности: «Я кому–то помогаю. И это мне по силам».

Адресная работа по организации воспитательных мероприятий для детей с разными возможностями (ОВЗ, находящихся в трудных жизненных ситуациях, детей – инвалидов, детей мигрантов и т.д)

КРИТЕРИЙ №20

  • В отделении дополнительного образования детей представлены только программы физкультурно-спортивной направленности, которые согласно нормативной базе реализуются для учащихся основной и подготовительной групп здоровья, но ОДОД на базе ГБОУ СОШ №149 стремится к предоставлению равных возможностей для всех учащихся в рамках социально-педагогического процесса, созданию доступной среды.
  • Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды привлекаются к реализации мероприятий ОДОД, которые зафиксированы в планах работы ОДОД/ШСК:

План работы отделения дополнительного образования детей на (2021-2022 учебный год);

Календарный план спортивно-массовых мероприятий ШСК Юный десантник ГБОУ СОШ №149 на 2021-2022 учебный год

План спортивно-массовых, физкультурно-спортивных и социально-значимых мероприятий ШСК Юный десантник (2021-2022 учебный год)

  • Блок социально-значимых мероприятий реализуется специально для учащихся с отклоняющимся поведением (проявляющих девиантное, делинквентное поведение, состоящих на различных видах учета ОДН, ВШК, СОП), а также для учащихся которым необходимо психолого-педагогическое сопровождение. Педагоги ОДОД регулярно проходят курсы, связанные с социально-педагогическим процессом учащихся особых категорий. Организация содержательного досуга учащихся во второй половине дня, в том числе учащихся «группы риска», категория — ВШК, ОДН и СОП из числа учеников ГБОУ СОШ №149 входит в задачи ОДОД, зафиксированные в основном положении о структурном подразделении, как и система работы с учащимися с особыми образовательными потребностями.  ОДОД является содержательной частью воспитательного процесса в ГБОУ СОШ №149, положительное влияние на учащихся особых категорий, свидетельствует о плотной интеграции дополнительного образования со всем социально-педагогическим процессом в ГБОУ СОШ №149 Калининского района Санкт-Петербурга.
  • Отделение дополнительного образования ежегодно принимает участие в различных мероприятиях, целью которых является расширение доступности спорта, предоставление возможности участия учащимся с разными возможностями. В 2019-2020 и в 2021-2022 учебных годах ОДОД ГБОУ СОШ №149, формируя команды из учащихся с разными возможностями здоровья, принимал (- будет принимать) участие в районном туре Первенства «Спорт для всех» среди обучающихся с различными возможностями здоровья. Мы готовим команды по гребле-индор, мини-гольфу и спортивному ориентированию.
  • Дополнительные адаптированные рабочие программы к ДООП и индивидуальные учебные планы составляются и реализуются при необходимости.
  • В 2019-2020, 2020-2021 и 2021-2022 учебных годах в рамках деятельности отделения дополнительного образования реализуется ДООП «Основы фитнеса (ЛФК)». Данная ДООП включает в себя блоки лечебной физической культуры для того, чтобы у детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклоняющимся поведением была возможность заниматься в системе дополнительного образования школы. Зачисление на обучение по программе производится после консультации педагога дополнительного образования, реализующего программу, с медицинским персоналом ГБОУ СОШ №149.

Выдержки из ДООП «Основы фитнеса (ЛФК)»:

Актуальность общеобразовательной программы «Основы фитнеса» заключается в том, что занятия физкультурой и спортом направлены не только на достижение высоких результатов. В большей степени они направлены на оздоровление учащихся. Данная программа направлена на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств учащихся, двигательной активности, развитие творческих способностей учащихся с разным уровнем физической подготовки. Для реализации программы в учреждении создана благоприятная обстановка, поддерживающая любые усилия ребенка, что, в конечном счете, способствует самосовершенствованию и самореализации любого ученика общеобразовательной школы.

Отличительные особенности программы:

— содержание ее доступно для всех учащихся;

— реализация программы способствует созданию зоны комфорта и повышению эмоционального фона;

— программа дает возможность работы с учащимися, имеющими разный уровень физической подготовленности;

— проведение занятий по данной программе позволяет подбирать нагрузку и чередовать ее в оздоровительных целях;

— программа содержит блок теоретических знаний в области фитнеса;

— программа предполагает приобретение учащимися опыта индивидуальной и коллективной работы;

— занятия  проводятся под музыку, которая используется как фон для снятия монотонности от однотипных многократно повторяемых движений; как лидер, задающий ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Музыка может быть использована и как фактор обучения, так как движения легче запоминаются при соотношении их с определенной композицией.

Цель программы: создание условий для развития физических, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка посредством уроков танцевальной аэробики и фитнеса; овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

Основные принципы:

  • Комплексность использования оздоровительных технологий с учётом состояния здоровья учащихся и непрерывность проведения ЛФК в течение года.
  • Обучение всех учащихся методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля.
  • Использование простых и доступных технологий с максимальным охватом учащихся.
  • Формирование положительной мотивации применения немедикаментозных средств оздоровления, стимулирующих защитные силы организма детей имеющих функциональное расстройство и хронические заболевания.
  • Принцип постепенности  в усвоении упражнений и выполнении их.

Программа развития ОДОД (или раздел в программе развития ГБОУ)

КРИТЕРИЙ №21

Собственной Программы развития ОДОД не имеет, так как значительная часть в общей Программе развития ГБОУ СОШ №149 на 2021-2025 гг. отведена повышению эффективности и расширению деятельности по дополнительному образованию учащихся, а также анализу деятельности ОДОД и результативности проведения массовых мероприятий в предыдущие годы. В основной части программы дополнительному образованию полностью посвящен пункт 2.3. «Отделение дополнительного образования детей ГБОУ СОШ №149 (в том числе, Школьный спортивный клуб «Юный десантник»)».

В части подпрограмм — пункт 1.3. «Подпрограмма развития дополнительного образования». ОДОД уже начал успешную реализацию данной программы развития, в том числе, подготовил плацдарм для расширения, преобразовал органы детской и родительской общественности, сформировал систему регулярного повышения эффективности реализации ДООП, произвел закупку спортивного инвентаря и т.д.

Выдержка из Программы развития ГБОУ СОШ №149 на период 2021-2025 гг.:

1.3. Подпрограмма развития дополнительного образования:

Цель: обеспечение соответствия уровня дополнительного образования в ГБОУ СОШ №149 целям и задачам, зафиксированным в законодательстве, а также приравнивания качества конкурсных и соревновательных показателей к уровню территориальных «конкурентов».

Задачи:

  • Ежегодное увеличение доли охвата учащихся дополнительным образованием;
  • Создание устойчивого базиса развития на уровне начальной школы, сохранение данного контингента в ОДОД учащихся на уровне старшей и средней школы;
  • Включение в дополнительные общеобразовательные программы блоков: дистанционных образовательных технологий, лечебной физической культуры, а также тем, связанных с развитием волонтерского движения, гражданско-патриотического воспитания и социализации обучающихся;
  • Улучшение инфраструктуры ГБОУ СОШ №149, касающейся физкультурно-спортивной деятельности (ремонт спортивного зала и пришкольного стадиона, создание зоны ЛФК в ОО, проведение закупки необходимого инвентаря, повышения квалификации педагогов дополнительного образование);
  • Модернизация деятельности органов управления ОДОД (Совет ШСК «Юный десантник»);
  • Повышение результативности участия объединений ОДОД ГБОУ СОШ №149 в мероприятиях муниципального, районного и регионального уровней.

Мероприятия, ответственные:

  • Организация работы с учащимися и их родителями (законными представителями) с целью сохранения и приумножения количественного контингента – проведение родительских собраний, опросов и анкетирований, повышение уровня медийности ОДОД, расширение сетевого взаимодействия структурного подразделения (Заведующий ОДОД);
  • Анализ законодательной базы, касающейся волонтерства, гражданско-патриотического воспитания и социализации обучающихся и разработка методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования по включению данных разделов / тем в дополнительные образовательные программы своих объединений (Заведующий ОДОД);
  • Закупка спортивного инвентаря (Заместитель директора по АХЧ);
  • Модернизация деятельности органов управления ОДОД (Председатель Совета);
  • Регулярное проведение школьных туров соревнований с целью отбора и повышения эффективности направления школьных команд на конкурсные и соревновательные мероприятия иных уровней (Заведующий ОДОД, Совет ШСК).

Критерии эффективности:

Мы будем считать условия достаточными, если:

  • ОДОД ГБОУ СОШ №149 будет соответствовать потребностям всех субъектов социально-педагогического процесса;
  • Будет обновлена инфраструктура структурного подразделения и его материально-техническая база;
  • Модернизация органов управления ОДОД приведет к повышению их эффективности;
  • Результативность участия в соревнованиях и конкурсных мероприятиях различного уровня будет сопоставима с «территориальными конкурентами».

Раздел(ы) ОДОД в программе воспитания общеобразовательного учреждения

КРИТЕРИЙ №22

  • В Программе воспитания ГБОУ СОШ №149 деятельность в данном направлении отделения дополнительного образования раскрывается в отдельном модуле — 3.10.

3.10.Модуль структурное подразделение – отделение дополнительного образования детей на базе ГБОУ СОШ №149 Калининского района Санкт-Петербурга

Воспитательная работа в рамках деятельности ОДОД является неотъемлемой частью единой системы воспитательной работы образовательной организации. Отделение осуществляет свою деятельность с привлечением социальных партнеров: Центров социальной и медико-психолого-педагогической помощи, профессиональных спортивных команд, государственных учреждений дополнительного образования, городских центров работы по отдельным направлениям образовательно-воспитательной деятельности.

В рамках участия в воспитательном процессе ГБОУ СОШ №149 отделение:

  • осуществляет организацию содержательного досуга учащихся во второй половине дня, в том числе, учащихся категории ВШК, СОП, ОДН и «группы риска»;
  • способствует формированию единой и полноценной личности учащегося, соответствующей государственному образовательному заказу, внедрения в ее картину мира чувств патриотизма, феномена гражданственности, здорового образа жизни, знакомства учащихся с выдающимися страницами в истории Отечества, посредством ознакомления в рамках мероприятий и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с историей спортивных достижений и военной историей России в различные периоды;
  • каждое объединение ОДОД создает свой собственный план воспитательной работы, опираясь на общий план работы (блок воспитательных мероприятий отделения) и на основную образовательную программу ОДОД, в план включаются общие и специализированные блоки, необходимые для осуществления эффективной и полноценной воспитательной деятельности в конкретном объединении/группе;
  • ОДОД способствует организации деятельности по укреплению здоровья учащихся: осуществляя регулярные медицинские осмотры, стимулируя изучение разделов учебных планов программ по профилактике травматизма и оказанию первой помощи, взаимодействуя со Службой здоровья образовательной организации, реализуя соответствующие мероприятия, привлекая к ним семьи учащихся;
  • способствует осуществлению профессионального самоопределения учащихся, посредством реализации дополнительных программ специализированного характера (основы военных знаний, основы медицинских знаний), проводя профоориентационные мероприятия в рамках своих соревнований и проектов, участвуя в соответствующих мероприятиях социальных партнеров ОДОД;
  • объединения дополнительного образования организуют работу детей в каникулярное время: тренировочные выезды, экспедиции, походы, направляют учащихся в загородные лагеря социальных партнеров, реализуют краткосрочные и интенсивные программы учебно-воспитательного характера;
  • применяет разнообразные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) и включает их в социально-педагогический процесс их несовершеннолетних детей;
  • осуществляет проведение образовательно-воспитательных мероприятий и участие в мероприятиях социальных партнеров для детей с разными возможностями, формируя доступную образовательно-воспитательную среду;
  • принимает участие в общественно-значимых делах, волонтерской и добровольческой деятельности, стимулируя саморазвитие учащихся, расширение их кругозора и привитие им морально-нравственных ценностей современного гражданина России.

КРИТЕРИЙ №15:

Участие детских коллективов в общественно-значимых делах и мероприятиях

Общественно-полезное дело (мероприятие) / учебный год (дата)Название объединения (количество учащихся)
Несение караульной службы у памятника Аэродрому «Гражданка» / 2018-2019 учебный год (08.05.2019 года) — пр.Науки«ОФП с элементами военно-спортивного многоборья» (5 учащихся)
Несение караульной службы у Мемориала героическим защитникам Ленинграда / 2018-2019 учебный год (09.05.2019 года) — площадь Победы«ОФП с элементами военно-спортивного многоборья» (5 учащихся)
Традиционная легкоатлетическая «Звездная эстафета», посвященная 74-ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов / 2018-2019 учебный год (02.05.2019 года) — Дворцовая площадь«ОФП с элементами военно-спортивного многоборья» (10 учащихся),
«Вхождение в легкую атлетику» (2 учащихся),
«Основы фитнеса» (2 учащихся),
«Юный футболист» (2 учащихся)
Митинг ко Дню памяти жертв Блокады Ленинграда / 2018-2019 учебный год (18.10.2019 года) — Пискаревское мемориальное кладбищеКаждое объединение ОДОД по 1 представителю
Акция «Свеча памяти» / 2018-2019 учебный год (25.01.2019 г.) — Аэродром «Гражданка» и ЦВР «АкадемическийКаждое объединение ОДОД по 1 представителю
Экологическая акция «Покормите птиц зимой» / 2018-2019 учебный год (зимние месяцы 2018, 2019 года) — пришкольная территорияКаждое объединение ОДОД по 1 представителю
Конференция «Ровесник-ровеснику» / 2018-2019 учебный год (19.04.2019 года) — ГБОУ гимназия №272Каждое объединение ОДОД по 1 представителю
Всероссийская акция «Я выбираю спорт!» / 2018-2019 учебный год (09.09.2018 года) — различные площадки проведенияКаждое объединение ОДОД по 5 представителей
Экологический фестиваль «Мусор-стоп!» / 2018-2019 учебный год (в течение года) — ГБОУ СОШ №149Каждое объединение ОДОД по 5 представителей
Проект «Раздельный сбор отходов в школах» / 2018-2019 учебный год (в течение года) — ГБОУ СОШ №149Каждое объединение ОДОД по 3 представителя
Общешкольный субботник / 2018-2019 учебный год (20.10.2018 года) — ГБОУ СОШ №149Весь контингент ОДОД
Экологический марафон «Дети — району» / 2018-2019 учебный год — ГБОУ СОШ №149Представители объединений ОДОД «Юный ориентировщик», «Юный футболист», «ОФП с элементами военно-спортивного многоборья»
Социальный проект «Неделя добрых дел» / 2018-2019 учебный год — различные площадки проведенияКаждое объединение ОДОД по 1 представителю
Общешкольный субботник / 2018-2019 учебный год (20.04.2019 года) — ГБОУ СОШ №149 Весь контингент ОДОД
Общешкольный субботник / 2019-2020 учебный год (19.10.2019 года) — ГБОУ СОШ №149 Весь контингент ОДОД
Акция «Свеча памяти» / 2019-2020 учебный год (18.01.2020 года) — Пискаревское мемориальное кладбищеОбъединение «Основы фитнеса» (3 учащихся)
Экологическая акция «Покормите птиц зимой» / 2019-2020 учебный год (зимние месяцы 2019, 2020 учебного года)Каждое объединение ОДОД по 1 представителю
Патриотическая акция «Звезда в окне» / 2019-2020 учебный год (09.05.2020 года)3 учащихся представители общественного объединения ОДОД — «Совет ШСК»
Виртуальный почетный караул «Союза юных петербуржцев» / 2019-2020 учебный год (09.05.2020 года)5 учащихся объединения «ОФП с элементами военно-спортивного многоборья»
Общешкольный субботник / 2020-2021 учебный год (15.01.2020 года)Весь контингент ОДОД
Акция «Неделя добрых дел» / 2020-2021 учебный год (апрель 2021 года)Каждое объединение ОДОД по 1 представителю
Общешкольный весенний субботник / 2020-2021 учебный год (24.04.2021 года)Весь контингент ОДОД
Всероссийская акция «Окна Победы» / 2020-2021 учебный год (09.05.2021 года)Объединений «Курс молодого бойца» (1 учащиеся»
Акция «Памяти павших будьте достойны» / 2020-2021 учебный год (13.05.2021 года)Объединение «Курс молодого бойца» (15 учащихся)
Акция «Памяти Беслана» / 2021-2022 учебный год (03.09.2021 года)2 учащихся представители общественного объединения ОДОД — «Совет ШСК»
Общешкольный субботник / 2021-2022 учебный год (20.10.2021 года)Весь контингент ОДОД
Всероссийский конкурс «Волонтерское движение» / 2021-2022 учебный год (06.10.2021 года)Объединение «Курс молодого бойца» (12 учащихся
  • Ежегодно (2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 учебный) учащиеся объединений «Зарница», «ОФП с элементами военно-спортивного многоборья» принимали участие в несении районных и городских почетных караулов у памятников, посвященных годовщинам героических событий в истории нашей Родины: Памятник аэродрому «Гражданка», Монумент героическим защитникам Ленинграда.
  • Учащиеся объединений ОДОД также принимали участие в виртуальных почетных караулах в период особого обострения эпидемиологической ситуации в городе. Один из таких почетных караулов был организован Региональным детско-юношеским общественно-патриотическим объединением «Союзом юных петербуржцев» и проходил 9 мая 2020 года.
  • Учащиеся ОДОД ежегодно принимают участие в акции «Свеча Памяти», Онлайн-митинге ко «Дню жертв блокады Ленинграда».
  • Члены объединений дополнительного образования ОДОД ГБОУ СОШ №149 ежегодно принимают участие в Экологической акции «Покормите птиц зимой».
  • В 2018-2019 и в 2019-2020 учебных годах учащиеся объединений дополнительного образования ГБОУ СОШ №149 принимали участие во Всероссийской акции «Я выбираю спорт!».

(*) информация ниже продолжает повествование, но также имеет отношение и к КРИТЕРИЮ №43: «Общественно-профессиональное признание результатов деятельности ОДОД»

  • В 2021-2022 учебном году, когда принимать участие в волонтерской и добровольческой деятельности и в других общественно-значимых делах сложно и страшно в виду эпидемиологической ситуации, наши ребята тиражируют свой опыт, участвуют в дистанционных конкурсах по волонтерской и добровольческой деятельности.
  • Учащиеся ОДОД являются активными участниками проектов «Старший — младшему» и «Ровесник — ровеснику». Активная деятельность отделения в рамках мероприятий гражданско-патриотического направления отмечается организациями районного уровня.
  • Учащиеся объединений дополнительного образования и внеурочной деятельности ведут активную деятельность в рамках экологического направления.

(*)

КРИТЕРИЙ №16:

Реализация проектов и мероприятий с привлечение социальных партнеров

Отделение дополнительного образования детей ГБОУ СОШ №149 имеет разветвленную сеть социального партнерства. ОДОД организует множество мероприятий совместно с социальными партнерами, принимает активное участие в организации соревнований, конкурсов, проектов на базе социальных партнеров, а также оказывает помощь в организации проектов и мероприятий организациям-партнерам.

  1. «Ближний круг» социального партнерства ОДОД на базе ГБОУ СОШ №149 — это прежде всего Муниципальный округ №21. Ежегодно ГБОУ СОШ №149 принимает участие в организации и самостоятельно организовывает различные мероприятия и соревнования, совместно с МО №21.
  • Малые Олимпийские игры проводятся каждый год для школ Муниципального округа №21, в качестве организаторов выступает группа учреждений, состоящая из МО №21, ГБОУ СОШ №619, ГБОУ СОШ №149 (в том числе и ОДОД), ГБОУ СОШ №96, ГБОУ СОШ №89, ГБОУ СОШ №72 и другие. Сборные школ соревнуются в волейболе, стритболе, мини-футболе, лапте, настольном теннисе, плавании, легкой атлетике. Рано утром капитаны команд зажигают факел Олимпийского огня от Вечного огня на Пискарёвском мемориальном кладбище и доставляют его на улицу Черкасова к школе №619, где происходит торжественное открытие. Затем команды по ОДОД / ШСК и физкультурно-спортивные сборные расходятся по «соседним» школам округа, каждая из которых организует соревнования по определенному виду спорта из выше перечисленных. ОДОД ГБОУ СОШ №149 обычно принимает соревнования по волейболу, баскетболу и другим игровым видам спорта на своей базе. Судейский корпус состоит из педагогов дополнительного образования школы, реализующих ДООП по принимаемым видам спорта.

Данные соревнования имеют важное значение в деле воспитания подрастающего поколения, так помимо ОДОД, команд школ округа, в торжественном открытии и закрытии принимают участие ветераны, волонтеры Фельдшерского колледжа, бывшие и действующие профессиональные спортсмены — олимпийские призеры, победители Чемпионатов и Кубков Мира и Европы. На учащихся объединений дополнительного образования участие в соревнованиях оказывает огромное впечатление, приводит к росту их мотивации к осуществлению образовательной деятельности и участию в различных мероприятиях.

  • Также в 2019-2021 году Муниципальный округ №21 и отделение дополнительного образования ГБОУ СОШ №149 (а также ДДТ Калининского района в лице методиста по спортивно-массовой работе Громовой Н.А.) совместно проводили окружной тур Чемпионата Школьной баскетбольного лиги «КЭС-баскет». В котором принимали участие школы округа. ОДОД ГБОУ СОШ №149 организовывал судейское сопровождение за счет собственного кадрового состава.
  • Отделение дополнительного образования школы ежегодно принимает участие в проекте МО №21 по повышению чувства патриотизма у учащихся и популяризации деятельности МЧС России. В сентябре школы муниципального округа выезжают в Шлиссельбург на базу Кировского отделения Центра ГИМС МЧС. ОДОД ГБОУ СОШ №149 регулярно направляет учащихся своих объединений для участия в мероприятии социального партнера и оказания помощи в организации.
  • Отделение дополнительного образования ГБОУ СОШ №149 организует Открытые спортивно-массовые мероприятия по различным видам спорта. ОММ — это наш проект (активно представляемый и тиражируемый), который в перспективе мы планируем развивать, расширяя его до масштабов города и области. На данный момент к участию в организуемых ОДОД школы ОММ приглашаются все образовательные учреждения Калининского района. Отделения дополнительного образования школ, которые являются социальными партнерами ОДОД, привлекаются к организации мероприятия, оказывают помощь в работе судейской коллегии, направляют свои объединения для помощи в проведении регистрации, предоставляют свои здания и сооружения (помещения и пришкольную спортивную территорию) для проведения мероприятий. ОММ организуются не районом, а именно ОДОД на базе ГБОУ СОШ №149 с привлечением социальных партнеров — ОДОД других образовательных организаций.

Одним из ОММ, проводимых в 2020-2021 учебном году было апрельское открытое Первенство ОДОД / ШСК ГБОУ СОШ №149 по спортивному ориентированию, с приглашением других образовательных организаций (в том числе партнерских ОДОД, некоторые из которых оказывали помощь в организации данного мероприятия).

Наименование образовательной организацииКоличество участников (*протокол соревнований)
ГБОУ СОШ №984 человека
ГБОУ СОШ №895 человек
ГБОУ СОШ №1761 человек
ГБОУ СОШ №14915 человек

А анонсировали мы данное мероприятие, как и другие ОММ, через механизмы социального партнерства с Центром внешкольной работы «Академический». Также в рамках партнерских отношений с ЦВР в 2020-2021 учебном году ОДОД ГБОУ СОШ №149 проводил Районное учебно-методическое объединение Руководителей ОДОД, о котором подробно будет рассказано в 4-м и 6-м разделе представляемых конкурсных материалов, поэтому в данном пункте размещается только программа мероприятия.

Также социальное партнерство с другими ОДОД осуществляется в рамках деятельности по: обмену материально-техническим оснащением с отделениями и (или) объединениями партнерами (при необходимости); осуществлению совместных методических консультаций; приглашению педагогов других ОДОД для проведения дополнительных занятий при подготовке объединений к соревнованиями и мероприятиям; совместной работе в судейских коллегиях; проведению товарищеских матчей между объединениями разных школы с целью повышения уровня профессионального мастерства.

  • Советы родителей и Советы обучающихся ГБОУ СОШ №149 как социальные партнеры нашего ОДОД привлекаются к участию и организации мероприятий на регулярной основе. Как и общешкольный родительский комитет, который оказывает большую помощь в организации любого школьного мероприятия, в том числе и мероприятий ОДОД.

(*) информация ниже продолжает повествование, но также имеет отношение и к КРИТЕРИЮ №43: «Общественно-профессиональное признание результатов деятельности ОДОД»

Например, кадровый состав ОДОД принимает регулярное участие в Спартакиаде, проводимой Районным комитетом профсоюза образования, что повышает уровень профессионального спортивного мастерства педагогов ДО. Руководители объединений дополнительного образования и Заведующий ОДОД принимают участие в мероприятиях Территориального и Районного профсоюзов образования, направленных на повышение квалификации педагогических работников.

Районный Комитет профсоюза образования и науки на базе пришкольного спортивного стадиона ГБОУ СОШ №149 совместно с ОДОД ежегодно организует детско-взрослый турнир по мини-футболу памяти замечательного учителя физического культуры и многолетнего педагога дополнительного образования (руководителя объединений «Юный футболист» и «Юный флорболист»), популяризатора спорта и здорового образа жизни, любимца детей — Юдина Юрия Николаевича.

(*)

2. Социальное партнерство ОДОД ГБОУ СОШ №149 с государственными учреждениями дополнительного образования, спортивными школами, различными центрами спорта и здоровья является достаточно разветвленной системой, включающей в себя множество блоков мероприятий и проектов.

При проведении «Дня здоровья» (14.10.2021 года) отделение дополнительного образования пригласило организации социальные партнеры для участия в мероприятии, в результате гражданско-патриотический отдел Дома детского творчества принимал активное участие в проведении ОДОД ГБОУ СОШ №149 школьных туров игр ВСИ «Зарничка», «Зарница», «Орленок». А Центр физической культуры и спорта на нашей базе осуществлял судейство сдачи нормативов комплекса ВСФК «ГТО» с 1 по 11 классы. Значительный рост количества сдающих нормативы и качественный рост результатов — это задачи нового проекта ОДОД, реализуемого в 2021-2022 учебном году, — «Спорт для всех, спорт для каждого!». А участие всех классов с 5 по 11 в школьном туре игр «Зарница» и «Орленок», а в дальнейшем участие в районном туре команд сразу трех возрастных групп — это мероприятия подпрограммы проекта — «Организация занятости». Массовости и успешности реализации каких-либо проектов, имея относительно небольшой кадровый состав и контингент, ОДОД может добиться только при привлечении организаций социальных партнеров.

Сотрудничество с Центром спорта и Центром тестирования ВСФК «ГТО», совместная реализация проекта по поляризации комплекса — это целый блок деятельности ОДОД в первой половине 2021-2022 учебного года.

Дата проведения мероприятия в рамках проекта
(место проведения)
Содержание мероприятия
14.10.2021 года
(ГБОУ СОШ №149, пришкольная территория, Муринский парк)
— Сдача нормативов ВСФК ГТО уличного цикла (учащимся с 1 по 11 классы);
— Проведение совместных (ОДОД + Центр тестирования) мероприятий по популяризации комплекса, совместная оценка творческих заданий учащихся на тему: «История комплекса. Как я понял, что такое ГТО?»;
— Проведение серии совместных лекционных занятий по тематике ЗОЖ для учащихся старшей и средней школы.
19.11.2021 года
(ГБОУ СОШ №149)
— Сдача нормативов ВСФК ГТО зального цикла (учащимися с 1 по 11 классы);
— Проведение совместных лекционных занятий по тематике ЗОЖ для младших школьников.
08.12.2021 года
(Центр тестирования ВСФК «ГТО» Калининского района)
— Сдача нормативов по стрельбе, пересдача нормативов некоторыми учащимися (5 -11 классы);
— Экскурсия по Центру спорта Калининского района.
16.12.2021 года
(Центр тестирования ВСФК «ГТО» Калининского района)
— Досдача нормативов (9-11 классы);
— Совместное с социальным партнером участие в съемках ролика о Центре тестирования.

ОДОД ГБОУ СОШ №149 для реализации своих проектов привлекает спортивные школы. Например, для повышения навыков огневой подготовки учащихся объединения «ОФП с элементами военно-спортивного многоборья» в 2019-2020 учебном году ОДОД ГБОУ СОШ №149 договорился с ГБУ СШОР №3 Калининского района Санкт-Петербурга об использовании их материально-технической базы, помещений и кадрового персонала для осуществления тренировочного процесса учащихся двух групп вышеназванного объединения. Таким образом, квалифицированные тренера СШОР №3 на дорогостоящем оборудование обучали ребят продвинутым навыкам стрелковой подготовки, что сочеталось с тематикой занятий по ДООП и даже не шло в разрез с календарно-тематическим планированием. В дальнейшем мы регулярно привлекали СШОР №3 к нашей деятельности в качестве социального партнера.

3. ОДОД ведет сотрудничество с средними профессиональными учебными учреждениями и высшими учебными учреждениями по различным направлениями деятельности. Как уже было упомянуто в пункте об организации каникулярного отдыха учащихся — наши объединения привлекают тренеров — стажеров из Военной академии связи, МВАА. Также ежегодно курсанты и офицеры университетов привлекаются как судьи на наши внутренние мероприятия.

Сотрудничество с другими учебными заведениями осуществляется в рамках участия в проектах, организуемых ими, организации совместных исследований и (или) участии в исследованиях, проводимых ВУЗами, учащихся ОДОД. Иногда ОДОД ГБОУ СОШ №149 приглашает спортивные команды ВУЗов (например, СПбГУП) и СУЗов (Колледж «Метростроя») для более активного и эффективного осуществления тренировочного процесса в объединениях, проведения товарищеских матчей, подготовки и проведения соревнований.

4. Самая большая наша гордость в масштабах социального партнерства — это привлечение к реализации своих мероприятий и проектов профессиональных спортивных команд. Мастер классы, совместные тренировки, пополнение кадрового состава ОДОД тренерами-действующими спортсменами — все это только малая часть того, что приобретает наше отделение от сотрудничества с профессиональными клубами. Начато это сотрудничество было с самого открытия ОДОД в ГБОУ СОШ №149. Первым социальным партнером ОДОД стал футбольный клуб «Политех» (ныне — ФК СПбГПУ). Совместно, с которым в отделении организовывались различные мероприятия: мастер-классы, спарринги, включение учащихся объединений в фанатское движение клуба и т.д.

В 2020-2021 году, когда согласно планам развития отделения титульным видом спорта был выбран гандбол, ОДОД на базе ГБОУ СОШ №149 нашел для себя нового социального партнера — Профессиональный Гандбольный клуб «Балтийская Заря», играющий в высшей лиге. «Балтийская Заря» и ОДОД ГБОУ СОШ №149 совместно проводят открытые (занятия) мастер классы для учащихся и их родителей (законных представителей), действующий игрок ГК «Балтийская Заря» — Терехова Надежда Сергеевна вошла в кадровый состав ОДОД — стала педагогом дополнительного образования объединения «Юный гандболист». Также в рамках сотрудничестваГК «Балтийская Заря» открыла еще одну группу на базе ГБОУ СОШ №149 в формате сетевого партнерства. Клуб обеспечивает не только подготовку ребят, но и увеличение материально-технического оснащения школы, способствует включению ОДОД в различные целевые программы Федерации гандбола, стремится к популяризации спорта в школе. Профессиональные спортсмены выступают с лекциями и беседами о здоровом образе жизни. Клуб «Балтийская Заря» готовит в нашей школе сборную гандбольную команду, а создание таких команд по реализуемым видам спорта — это один из основополагающих принципов деятельности отделения. Поэтому можно сказать, что клуб включается во все проекты и мероприятия ОДОД, а отделение включается во все проекты и мероприятия клуба (например, поддерживает набирающий обороты проект «Гандбол в школу», включается в фандвижение клуба). Это взаимовыгодный союз — социальное партнерство.

Эфир Радио Зенит о сотрудничестве ГК «Балтийская Заря» и ОДОД на базе ГБОУ СОШ №149 (ссылка на подтверждение)

5. Также отделение дополнительного образования детей направляет учащихся в районные и городские Штабы Военно-патриотического направления РДШ, таким образом, мы принимаем участие в мероприятиях Штабов, а они в наших, осуществляя двухстороннее социальное партнерство:

  • Например, 3 декабря 2019 года актив военно-патриотического направления РДШ от Калининского района (включая несколько представителей объединений ОДОД 149 школы) посетил Региональный центр подготовки граждан к военной службе и военно-патриотического воспитания Санкт-Петербурга. Мероприятие прошло в рамках проведения «Дня неизвестного солдата». Ребят учили, как правильно брать интервью у участника каких-либо исторических событий, создавать свой поисковый отряд. На встрече присутствовали организаторы музея «Прикоснись к истории», экспонаты которого можно трогать своими руками. Наши учащиеся помогали социальному партнеру в организации мероприятия, а кадровый состав ОДОД в рамках партнерских отношений с ДДТ Калининского района доставил до места проведения мероприятия весь районный Штаб, а не только учащихся ГБОУ СОШ №149.

КРИТЕРИЙ №23:

Участие ОДОД в инновационной деятельности образовательного учреждения

  • В инновационной деятельности образовательного учреждения ОДОД занимает одно из важнейших мест.
  • Материалы, свидетельствующее о внедрении отделением передового опыта по цифровизации образования, применения обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения, что является одним из путей внедрения инноваций в образовательную деятельность в ГБОУ СОШ №149, подробно представлены в разделе 2.
  • Отделение внедряет инновационную систему по повышению квалификации и педагогического мастерства, что также совпадает с инновационным движением ГБОУ СОШ №149 в данном направлении, информация о роли ОДОД в процессе внутрифирменного повышения квалификации размещена в разделе 6.
  • Тесное социальное партнерство отделений дополнительного образования и профессиональных спортивных клубов (описанное выше) — это инновационная форма ведения образовательно-воспитательной деятельности. ОДОД ГБОУ СОШ №149, проводя такую деятельность, интегрирует ее результаты в систему взаимодействия основного и дополнительного образования, что повышает инновационный потенциал школы.
  • Есть и другие инновационные диады социального партнерства, представленного выше: «ОДОД — ОДОД», соответственно, «образовательная организация — образовательная организация». Инновация здесь заключается в повышении эффективности деятельности в процессе такого партнерства не только самих организаций и их структурных подразделений, но в значительном росте мотивации учащихся, детских общественных объединений к осуществлению как учебной, так и внеучебной деятельности.
  • В ГБОУ СОШ №149 активно ведется инновационная деятельность по формированию детских общественных объединений и детско-взрослых клубов. Отделение дополнительного образования включается в данный процесс. Продолжается развитие и поиск оптимальных соотношений членов общественных объединений, эффективной степени контроля деятельности таких объединений, уровня необходимой структуризации. Совет ШСК «Юный десантник» прямое тому подтверждение.
Учебный годСовет ШСК «Юный десантник» (уровень разнородности членов)Процент эффективности деятельности к ожидаемому уровню
2019-202050% — педагогические сотрудники, 10% — представители родительской общественности, 40% — учащиеся35% от ожидаемого уровня эффективности
2020-202130% — педагогические сотрудники, 20% — представители родительской общественности, 50% — учащиеся41% от ожидаемого уровня эффективности
2021-2022Инновационное преобразование: передача части полномочий Совету родителей.
10% — педагогические сотрудники, 90% — учащиеся
80% от ожидаемого уровня эффективности + значительное повышение процента контактности каждого классного коллектива и ОДОД